• Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

MIDI клавиатура — 25 клавиш или больше? Полувзвешенная или нет? Как выбрать

MIDI клавиатуры очень красивые. На них много цветных крутилочек, пэдов, фейдеров, какие-то колесики и кнопки. Они привлекательны, но чем их больше, тем дороже агрегат. Как решить для себя вопрос выбора рационально? Следует разобраться, сколько функций должен выполнять физический MIDI-контроллер именно для вашего стиля работа над музыкой.

Но для начала нужно познакомиться с записью MIDI-сообщений в DAW. Среди параметров MIDI записи , кроме всем известных Velocity — скорости нажатия клавиши, которую часто ошибочно считают силой нажатия, Pitchbend и Aftertouch есть и другие.

В частности присутствует группа так называемых непрерывных контроллеров (Continuous Controllers, CC). Некоторые из них поистине необходимы даже для продюсера minimal techno. А есть условно избыточные.

Непрерывные контроллеры, кроме записи мелодии или аккордов, Velocity и послекасания (если оно вообще поддерживается вашей MIDI-клавиатурой) помогают записывать в кривые некие параметры звука со значениями от 1 до 127 — например для Pitchbend, модуляции, экспрессии и так далее.

В MIDI стандарте прописана возможность записать «партии» аж 128 CC. Образно можно представить этот процесс так: допустим, на вашей крутой миллиардерской MIDI-клавиатуре есть 128 крутилочек, вы играете на клавишах, а 64 ваших раба (каждый двумя руками) их вертят.

И все результаты кручения DAW записывает непрерывными «линиями» — для партии одного виртуального инструмента. То есть, одна его партия — это не просто ноты, а еще больше сотни параметров.

 

На деле такое конечно никто не делает. Для большинства случаев число СС контроллеров избыточно. Но тут важно понимать особенности музыкального стиля, в котором вы работаете, и то, сколько виртуальных контроллеров для него реально требуется.

При выборе MIDI клавиатуры вам также нужно понять — полноразмерные требуются клавиши или нет? Сколько октав вам хватит? Нужна ли вам полновзвешенная клавиатура, имитирующая фортепианную? Какое количество уровней Velocity она должна считывать и передавать в DAW?

Если вы электронщик или «битмейкер», любите мышь и не паритесь

В этом случае вы обязательно станете использовать СС контроллер «Модуляция» (СС1), и обычно он назначается на колесико MIDI клавиатуры или его имитатор. Итак, одна крутилочка уже нужна.

Также вы будете использовать Pitchbend. Это не стандартный CC контроллер, а отдельная фича, хотя и записываются его значения также непрерывно. Поскольку Pitchbend меняет высоту взятой ноты вверх и вниз, его «показания» будут записываться в минус или плюс от «нуля» (основного тона ноты) и иметь значения от -8192 до +8191.

Обычно Pitchbend назначается на второе колесико MIDI клавиатуры (левое из двух) или его имитатор. Как видим, возникла потребность во второй крутилочке.

Нередко, особенно с некоторыми библиотеками оркестровых сэмплов, используется CC контроллер 11 — «Экспрессия». Традиционно его принято назначать на физический фейдер MIDI-клавиатуры — так удобней управлять параметром.

Но для виртуальных синтезаторов параметр «Экспрессия» обычно неактуален. Они чаще «заточены» под СС1 («Модуляция») и Pitchbend. А запись «кручения» ручек в интерфейсе самого синтезатора делается отдельно — при помощи автоматизации.

Кроме того, параметры «Экспрессии» всегда можно нарисовать мышью, впрочем, как и параметры других контроллеров. Поэтому, если хочется сэкономить, и работа ведется в основном с синтезаторами, можно выбирать MIDI-клавиатуру совсем без фейдеров, а только с двумя колесиками.

Теперь о самих черно-белых клавишах. Для быстрой записи партий электронный музыки и рэп-битов может быть достаточно двух октав. Электронщики обычно обходятся одной рукой, и много используют лееринг.

На двухоктавных клавиатурах некомфортно играть аккорды, но разве это может остановить порыв к экономии? Также неудобно играть на уменьшенных клавишах, хотя к этому быстро привыкаешь. Если размер их не критичен, на нем тоже можно выгадать.

Скромные потребности большинства электронщиков сможет удовлетворить мини-аппарат. Скажем, такой как iCON iKeyboard 3 Mini. У этой клавиатуры управление питчем и модуляцией совмещено в джойстике. К нему, конечно, придется приноравливаться, но это не займет много времени.

Производитель заявляет, что клавиши чувствительны к скорости нажатия, но не сообщает, сколько уровней Velocity прибор считывает — скорее всего градиент низкий. Зато iCON iKeyboard 3 Mini поддерживает разные кривые Velocity, их можно выбирать и назначать…

Конечно, в этой главке мы взяли самый-пресамый экономный вариант. Но начинающим надо с чего-то начинать. А теперь давайте рванем в другую крайность.

У нас нюансировка и никаких компромиссов!

Классические и джазовые музыканты, для которых нюансы исполнения и диапазон инструмента очень важны, от свойств наиболее распространенных клавишных контроллеров могут и загрустить.

Потому что им нужны 88 клавиш, как у фортепиано, полновзвешенная молоточковая клавиатура, как у фортепиано и чувствительность к скорости нажатия с хорошим градиентом.

Люди, записывающие реалистичные «макеты» оркестровой музыки, делающие киномузыку, тоже не прочь все это иметь. Кроме того, им хотелось бы побольше, чем один фейдер — для назначения на избранные CC контроллеры. А еще — с десяток пэдов, чтобы с комфортом изображать барабаны. И вообще всего побольше хотелось бы.

Такие решения есть, хоть они и недешевы — например, Arturia KeyLab 88 MKII. Поистине монструозный прибор с очень качественным молоточковым клавишным механизмом Fatar, 9-ю фейдерами, 16-ю пэдами и всеми мыслимыми интерфейсами студийного и сценического подключения.

К этой клавиатуре сложно даже придраться, если не говорить о стоимости. Кроме того, в комплекте с ней поставляется ПО от Arturia с коллекцией клавишных инструментов: роялей, электопианино, Wurlitzer и других под названием «Piano V». Это виртуальные инструменты, работающие по технологии физического моделирования оригиналов и звучащие действительно здорово.

А срединный путь возможен? Экономный, но рациональный

Для тех, кто требует хороших возможностей нюансировки, срединного пути, честно говоря, нет. Но если вы музыкальный продюсер в небольшой компании или домашней студии, или, скажем, композитор, пишущий для рекламы, ТВ, трейлеров, инди-кино, игр, кое-чем можно поступиться.

Неплохим вариантом может стать Nektar Impact GXP88 – клавиатура хоть и полувзвешенная, но полноразмерная, относительно высокочувствительная к скорости нажатия и послекасанию (Aftertouch). Она имеет педаль экспрессии и один ножной переключатель. На панели достаточно программируемых кнопок А вместо фейдера можно использовать довольно крупную и удобную крутилку.

Прибор поставляется с заводским софтом Nektar DAW Integration, который призван наладить интеграцию с DAW (поддерживает 12 наиболее популярных) и с большим комфортом управлять виртуальными инструментами, не трогая мышь. Также в подарок предоставляются лицензии на популярный сторонний музыкальный софт.

Но можно и еще сэкономить, не впадая совсем уж в аскетизм. Главное тут запомнить три ключевых параметра: – 61 клавиша, 1 фейдер, два колесика.

На 49 клавишах реально тесно, если вы часто изображаете игру на рояле, электропианино, электроорганах и тому подобном. А 61 клавиша (5 октав) — кое-как позволяют втиснуться.

Если вы используете библиотеку оркестровых струнных или духовых инструментов, в которой динамика и экспрессия кодируются контроллерами СС1 и СС11 соответственно, без фейдера обходиться крайне неудобно. Приходится кривые СС11 рисовать мышью постфактум, а хочется черновой вариант записывать «живьем». В общем, фейдер нужен и все тут.

Ну а два колесика для питча и СС1 — это вот просто святое. Руки прочь, как говорится. Поэтому стоит присмотреться к чему-то вроде M-audio Keystation 61 MK3.

Напоследок — спартанский вариант, в котором мы жертвуем одной октавой и некоторыми не слишком существенными прибамбасами. Это будет что-то вроде Nektar SE49, с которой возможно писать даже киномузыку без большого количества утомительной работы мышкой. Чертыхаешься, скачешь кнопками с регистра на регистр, а пишешь. Функциональная вещь и недорогая.

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/midi-klaviatyra-25-klavish-ili-bolshe-polyvzveshennaia-ili-net-kak-vybrat.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Методы и инструменты для загрузки видеоконтента с платформы RuTube

В настоящий момент видеоконтент является важным элементом информационного пространства. Пользователи потребляют видеоматериалы в различных форматах, включая онлайн-просмотр, использование...

Топ-20 фильмов о музыкантах за последние пять лет

Если у вас есть кумир из мира музыки, то вы, наверняка, хорошо знакомы с его творчеством, возможно, даже...

Новогоднее караоке: интересные факты об известных хитах

Какие песни ассоциируются у вас с Новым годом и навевают соответствующее настроение? Наверняка, многие вспомнят одни и те...

DAW: история создания и развития

В каждой современной студии звукозаписи, будь она домашней или профессиональной, должна быть DAW (Digital Audio Workstation) – цифровая...

VST барабаны в электронной музыке: как сделать мощно

Это настолько просто, что кажется сложным. С одной стороны, электронные барабаны сегодня можно делать вообще из любых звуков...

Блоки питания для гитарных педалей

Педали эффектов – это свобода в формировании гитарного звука, так как современные технологии предлагают их широкий ассортимент под...

Суперстраты Schecter. Сравнение в деталях

Суперстраты Schecter Компания Schecter была основана в 1976 году и с тех пор, планомерно развиваясь, выпускает все больше и...

Резонаторные гитары

Слышали ли вы о резонаторных гитарах? Это довольно редкие музыкальные инструменты, которые не встретишь в каждом музыкальном магазине....

Безголовые гитары

В мире существует множество разнообразных гитар, отличающихся звучанием, формой, конструкцией и техническими характеристиками. Одной из таких особенностей является...

Аккордеон, баян, гармонь: как отличить и выбрать.

Гармонь, пожалуй, можно по праву считать самым народным инструментом, неразрывно связанным с русским фольклором. Такие инструменты, как аккордеон,...

Расположение микрофона при записи вокала

При записи вокала важно правильно расположить микрофон не только по отношению к интерьеру помещения, но и относительно вокалиста,...

Сигарбокс – гитара из сигарной коробки

Когда сердце музыканта требует музыки, он найдет как извлечь ее из чего угодно, будь то морская раковина, тыква...

Как выбрать хороший кабель и не ошибиться?

Выбор хорошего кабеля для гитариста – важное дело. При этом не следует руководствоваться не советами друзей и рекламой...

Караоке: вокальное искусство и форма досуга

Караоке представляет собой не только форму развлечения, но и возможность демонстрации вокальных навыков, а также создания благоприятной атмосферы...

Гитарные маркеры: следуй за точками

Вы наверняка выдели на грифе гитары специальные отметки, которые обычно выглядят в виде точек, но вообще могут иметь...

Patchbay: кому и зачем?

Патчбэй или коммутационная панель автоматически соединяет источники и приемники звука, а также любое оборудование, упрощая маршрутизацию сигналов. В...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

Скрытые возможности музыки

Музыкотерапия – что это: модное слово, способ заработать или реальная помощь нуждающимся в ней? Постараемся сегодня поговорить о...

Дополнительные струны: сколько и зачем?

Сегодня мы поговорим о необычных для большинства музыкантов гитарах. Когда изучил свою шестиструнную гитару вдоль и поперек и...

Становится ли музыка проще?

В 2003 году журнал Rolling Stone опубликовал список 500 самых лучших музыкальных альбомов всех времён, львиной долей которых...