• Виктор
  • Статьи
  • 4 мин. чтения

Все о ламповых микрофонах: история, особенности использования

В этой статье мы расскажем о ламповых микрофонах: устройстве, принципе работы, отличиях от других видов, причинах популярности, особенностях использования в современных студиях.

Тайны лампового звука

«Теплый», «жирный», «мясистый», «правдивый»… ламповый звук. Эти и другие выражения можно часто встретить на различных форумах, в статьях любителей и профессионалов звукозаписи, в рекламе и отзывах. Принято считать, что лучше лампового микрофона может быть только другой ламповый микрофон. Более дорогой, конечно.

Давайте попробуем разобраться в том, что собой представляет ламповый микрофон, и стоит ли за него отдавать немалые деньги.


На фото – ламповый микрофон. Лучше лампового микрофона может быть только дорогой ламповый микрофон

Немного истории

Об эталонах

В прошлом веке, когда индустрия полупроводников еще не получила должного развития, и транзисторы были довольно шумными, все студийные конденсаторные микрофоны были ламповыми. Кстати, современные ламповые микрофоны не сильно отличаются от своих прообразов из 40-х годов.

И до сих пор суждение о том, что какой-то микрофон звучит словно модель 50-х и т. д., считается отличным комплиментом производителю. Поэтому они считают за честь подчеркнуть связь своей продукции с микрофонами 40-х или 70-х годов. Заметьте, это отнюдь не дань прошлому, не снобизм, а объективная оценка по многим параметрам.


На фото: Старый микрофон NEUMANN U47, который использовали в звукозаписи с 1949 по 1965 гг.

Усовершенствованные модели



К концу прошлого века ситуация слегка изменилась, и в профессиональных конденсаторных микрофонах в качестве преобразователя импеданса стали использовать малошумящие полевые транзисторы. Данные микрофоны стали наиболее распространенными в студиях звукозаписи, эдакие «рабочие лошадки», которые честно делали и делают свое дело.

Новая волна

Но относительно недавно у музыкантов и студий звукозаписи вновь проснулся интерес к ламповым предусилителям, которые размещают в корпусе конденсаторных микрофонов. Сейчас наблюдается настоящий бум ламповых технологий, причем изготовители стараются воспроизвести именно старое ламповое звучание, иногда используя для этого в своих микрофонах шипящие лампы 40-х годов и того же возраста трансформаторы. Что удивительно, микрофоны со столь «древней» начинкой могут стоить раза в два дороже аналогичных моделей, собранных на современной элементной базе, которые обеспечивают стабильное и бесшумное звучание в течение долгого времени. Причем раритетные микрофоны покупают не в качестве особого украшения студии, а в качестве микрофонов, равных которым по звучанию нет.

Немного физики

Любой конденсаторный микрофон имеет предусилитель, который расположен в самом корпусе и имеет высокоомный вход. Этот предусилитель представляет собой или полевой транзистор, или лампу. Необходимо усилить сигнал уже в самом микрофоне, так как он очень слабый и на пути по длинному кабелю до внешнего предусилителя может существенно исказиться. В ламповом микрофоне, соответственно, имеется ламповый (а не полупроводниковый) усилитель. Обычно лампа располагается в микрофоне ближе к капсюлю, чтобы уменьшить различные искажения, шумы и наводки.

На фото – микрофон с ламповым усилителем. Микрофоны с ламповым усилителем сейчас на пике популярности и стоят в несколько раз дороже обычных

Блок питания для лампового микрофона идет с ним в комплекте и совершенно необходим, так как для работы лампы требуется очень качественная фильтрация напряжения. Блок питания формирует фантомное напряжение 48В или 12В для накала лампы и анодное – 120–200В.

Но и это еще не все. После предусилителя, также внутри микрофона стоит трансформатор, который преобразует сигнал из небалансного в симметричный балансный (XLR) для защиты от помех. Звук микрофона во многом зависит от этого трансформатора, а хорошие трансформаторы стоят больших денег.

Все ламповые микрофоны устроены и работают одинаково, как и 70 лет назад, ибо схемотехника ламповых усилителей конденсаторных микрофонов практически не изменилась с момента ее изобретения. Просто нет различных вариантов включения лампы, она работает только вот так и никак иначе.

Немного о звуке

Так почему же музыканты предпочитают ламповые усилители мощности транзисторным? Звучание ламповых микрофонов ласкает им слух, потому что там нет нечетных гармоник. Есть четные гармоники, которые звук не «пачкают», а лишь украшают. И в режим насыщения при перегрузках ламповые усилители входят плавно, поэтому меньше искажают сигнал.

Эффект усиления

Стоит отметить еще одно положительное качество ламп. Речь идет о коэффициенте усиления. Одна радиоэлектронная лампа (триод/пентод) может заменить по усилительным свойствам минимум два-три транзистора и даже одну микросхему, в которой несколько десятков транзисторов. То есть при тех же выходных параметрах в ламповом усилителе сигнал претерпит лишь одно единственное преобразование (от катода и сетки к аноду), то есть скопируется только один раз. В транзисторном же усилителе на выходе мы получим третью или четвертую копию. Причем мы говорим не о цифровом копировании, а об аналоговом, поэтому каждый следующий каскад усиления меняет сигнал безвозвратно.

На фото – поэтапное снятие лампового корпуса.

Электронная лампа и ее усилительный каскад дают ряд очевидных преимуществ:

  • большой коэффициент усиления;
  • значительный динамический диапазон, который не боится перегрузки;
  • отличное прозрачное звучание.

Но не стоит ожидать от лампового микрофона чуда, он не выполнит работу звукорежиссера по «посадке» голоса в общий микс. Ламповый микрофон просто «правдивее и живее», только и всего. Остальное зависит от вас.

На фото – ламповый микрофон в кейсе с сопутствующим оборудованием

Надежен ли ламповый микрофон?

Ламповый микрофон, безусловно, надежен. Срок службы лампы – десятки лет, а если используется лампа, изготовленная в СССР с маркировкой «В» (военная), то и сотни. Также можно не бояться разбить лампу, ведь для этого вам придется либо разобрать микрофон, либо забивать им гвозди.

Микрофонные лампы

Немного о грустном: цена

За все приходится платить, в том числе и за хороший звук, который подарит вам ламповый микрофон. Ценник устройства если не удивит вас, то точно не порадует. Поэтому хороший ламповый микрофон – это гордость студии. И стоить он будет очень дорого.

Сейчас можно купить относительно дешевый китайский ламповый микрофон, но при этом не стоит ожидать от него чудес и того самого «теплого и лампового» звука.

Переделка

Можно ли добиться лампового звука от простого микрофона или сделать его ламповым? Можно. Но стоит ли? Рассмотрим каждый случай подробнее.

  • Конденсаторные микрофоны. Если вы разбираетесь в электротехнике и не боитесь экспериментировать со схемами, то можно «заморочиться» и заводской предусилитель заменить на ламповый прямо в корпусе конденсаторного микрофона. Такой микрофон можно подключать к микшерным пультам и компьютерным интерфейсам, имеющим фантомное питание 48В. Это позволит музыкантам без больших материальных затрат оценить достоинства усиливаемого звука. Но для накала лампы вам все равно понадобится дополнительный источник постоянного напряжения. Но можно поступить проще: купить ламповый предусилитель.
  • Динамические микрофоны. Динамические микрофоны значительно реже используют в звукозаписи, чем конденсаторные, да и переделывать там нечего, так как изначально усилителя в них нет. В этом случае можно лишь приобрести ламповый предусилитель к микрофону, который будет служить отдельным устройством на пути между микрофоном и пультом / компьютерной картой.
  • Ленточные микрофоны. Теоретически ленточные микрофоны можно переделать в ламповые, но это нецелесообразно, потому что КПД ленточки должен быть достаточно велик, чтобы сигнал не утонул в шумах усилителя. В старых моделях 60–80-х годов качество капсюлей ленточных микрофонов оставляет желать лучшего, а современные ленточные микрофоны в студиях звукозаписи практически не встречаются.

Советы по использованию ламповых микрофонов

1. Наберитесь терпения. Включив микрофон, вы услышите… тишину, потому что в течение 5–7 секунд происходит накал лампы. Сигнал появляется позже. А вот готов к записи микрофон будет только через 10–15 минут, так как ему нужно «прогреться».

2. Всегда сначала коммутируйте и только потом включайте всю систему в сеть. Это обязательное правило поможет уберечь вашу аппаратуру от возможных перепадов напряжения в сигнальных сетях.

3. Не экономьте на поп-фильтрах. Соблюдайте дистанцию примерно 10 см от микрофона до рта (при записи вокала), а при хорошо поставленном голосе 15–20 см, если позволяет акустическое оформление студии. Это позволит избежать вам лишней «грязи», свистящих и шипящих, да и звук получится более естественным.

На фото – ламповый микрофон с поп-фильтром. Используйте только качественные поп-фильтры

4. Соблюдайте условия хранения. Не стоит хранить ламповые микрофоны в герметично закрытых пакетах, если возможен перепад температур при транспортировке или хранении. При охлаждении влага выделится и осядет на мембранах и других элементах. Помните, что после записи вокала микрофон желательно не убирать сразу, а дать ему просохнуть (минимум 24 часа).


День сегодняшний

На фото – ламповый микрофон. Ламповые микрофоны нужно беречь от лишней влаги и перепадов температур

В настоящее время более 85 % микрофонов, используемых в студиях звукозаписи, на радиостанциях и сценических площадках, — конденсаторные. Разница в звучании ламповых микрофонов, по сравнению с транзисторными, все больше привлекает внимание студийных звукорежиссеров. Ламповые микрофоны придают звуку характерную «окраску», которая может хорошо восприниматься конкретным слушателем, однако другие ее могут и не заметить.

Покупать ли дорогостоящий ламповый микрофон для получения «теплого и лампового звука», решать только вам.


Source: https://oaoo.ru/balalayka/vse-o-lampovyh-mikrofonah-istoriia-osobennosti-ispolzovaniia.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Как сводить треки эквалайзерами — прямо в процессе аранжировки

Хорошее сведение начинается с аранжировки. Эта простая мудрость в конце концов доходит до большинства музыкальных продюсеров, композиторов, инди-музыкантов....

Расположение микрофона при записи вокала

При записи вокала важно правильно расположить микрофон не только по отношению к интерьеру помещения, но и относительно вокалиста,...

Бесплатные VST барабаны с акустическим звуком: обзор лучших

Кажется, что мир бесплатных VST, имитирующих ударные инструменты, огромен, но это только кажется. Скажем, актуальные плагины акустических барабанов...

Как писать музыку на компьютере, если он слабый: 10 практических приемов

Будем реалистами: в России и странах СНГ мало кто может сходу приобрести «на зарплату» и даже в кредит...

Delay – один из самых популярных гитарных эффектов

На сегодняшний день Delay является одним из самых популярных гитарных эффектов. Как правило, он имеется в арсенале каждого...

Уровень шума: что это и как его понизить

Звукозапись – это не только сам процесс записи музыки или вокала, но и долгая последующая обработка записанного материала....

Сведение и мастеринг: типичные ошибки при подготовке микса к финальной обработке

Работа студий мастеринга и частных специалистов чаще всего потоковая. К 2024 году количество треков, публикуемых на музыкальных стриминговых...

VST барабаны в электронной музыке: как сделать мощно

Это настолько просто, что кажется сложным. С одной стороны, электронные барабаны сегодня можно делать вообще из любых звуков...

Методы и инструменты для загрузки видеоконтента с платформы RuTube

В настоящий момент видеоконтент является важным элементом информационного пространства. Пользователи потребляют видеоматериалы в различных форматах, включая онлайн-просмотр, использование...

Новинки BOSS 2023

Продукция марки BOSS – это в первую очередь то, что необходимо гитаристам: педали, гитарные процессоры, комбики, усилители и...

Топ-20 фильмов о музыкантах за последние пять лет

Если у вас есть кумир из мира музыки, то вы, наверняка, хорошо знакомы с его творчеством, возможно, даже...

Виды электрогитар: какая подойдет для всех жанров?

Само собой, нам всем хочется иметь гитарную стойку этак на десять-двенадцать мест. И чтоб на ней стояло каждой...

Студия для подкастов Face2Face в Москве: что и как

Подкасты сейчас на пике популярности. Они позволяют делиться мыслями с людьми по всему миру, а слушателям — учиться...

Чем бы «звезда» не тешилась: хобби известных музыкантов

Все мы люди. Вот и музыкальным кумирам не чужды различные увлечения, которые помогают им не сойти с ума...

Типичные ошибки и риски при оформлении займа под залог транспортного средства

В условиях экономической нестабильности и роста потребности граждан в дополнительных финансовых ресурсах, займы под залог транспортного средства становятся...

Patchbay: кому и зачем?

Патчбэй или коммутационная панель автоматически соединяет источники и приемники звука, а также любое оборудование, упрощая маршрутизацию сигналов. В...

Игра на электрогитаре снова в тренде, гитаристы c YouTube правят миром

Менее десятка лет назад казалось, что дни электрогитары сочтены. Жанры около рока стагнировали. В качестве фаворитов музыкального рынка...

Все о барабанных палочках

Вы начинающий барабанщик? Тогда нужно выбрать именно те барабанные палочки, которые подходят вашему стилю игры. Почему это так важно?...

Дополнительные струны: сколько и зачем?

Сегодня мы поговорим о необычных для большинства музыкантов гитарах. Когда изучил свою шестиструнную гитару вдоль и поперек и...

Звуковой эффект фэйзер: кому и зачем?

Гитарными эффектами в настоящее время никого не удивишь, они доступны каждому и представлены в любом музыкальном магазине в...